Сейчас об уровне и качестве жизни в России говорят много – говорят вновь назначенные министры, говорит новый-старый Президент и Глава правительства, говорят и «рассерженные горожане», и болотно-сахаровские протестующие, и те, кто на митингах ни разу не был и не планирует.
Слов много, только «заочный» диалог очевидно затянулся.
В качестве примера достаточно рассмотреть Наро-Фоминск – наш общий любимый город. Много ли нарофоминцев недовольны работой коммунальных служб, учреждений здравоохранения, учреждений образования? Думаю, немало. Но сколько из числа недовольных готовы пойти дальше пламенных разговоров и решиться бороться за свои права не словом, а делом? И вот здесь начинается самое печальное – жители не просто не готовы к общению с госорганами, но не хотят и не стремятся к этому. На фоне волны всеобщего повышения гражданской правосознательности, активность на местном уровне остается ничтожно малой.
Эта статья была начата цитатой из Устава городского поселения Наро-Фоминск, дабы напомнить жителям нашего замечательного города о правах, которыми все мы наделены, но, к сожалению, так редко ими пользуемся.
22 мая в Администрации городского поселения Наро-Фоминск состоялись публичные слушания, посвященные вопросу утверждения нормативного правового акта «Правила благоустройства и санитарного содержания на территории городского поселения Наро-Фоминск». Интересен этот документ, в первую очередь, тем, что затрагивает интересы не какой-то определенной группы людей (как, например, только руководителей организаций или жителей одного микрорайона), а в данной ситуации – всех горожан.
Порядок проведения публичных слушаний предполагает заблаговременное информирование населения о проведении слушаний, прием предложений, замечаний, даже опубликование проекта выносимого на обсуждение документа. Все эти процедуры были проведены и в этот раз.
22 мая журналисты «Нара-Новость» решили на собственном опыте проверить работу этого отлаженного механизма, и узнали, как на самом деле происходит обсуждение важных муниципальных правовых актов в городском поселении Наро-Фоминск.
Кто обсуждал?
У входа в зал заседаний вновь прибывших встречает строгого вида женщина, она регистрирует участников публичных слушаний, внося имена и фамилии пришедших в специальный список. Как нам удалось выяснить после слушаний, список участников, странным образом заранее рассчитанный на 34 человека, на 70% был уже заполнен. В число «заранее пропечатанных» вошли Глава поселения, депутаты, должностные лица и штатные работники Администрации.
Зал заседаний, в котором проводились слушания, особой вместительностью не отличается - 29 посадочных мест, не считая тех, что предназначены для депутатов. До начала мероприятия мы были немного обеспокоены тем, что мест может не хватить на всех желающих. Но, оказалось, волноваться было не о чем – в зале даже осталось несколько свободных кресел, остальные же заняли «заранее пропечатанные». Мэр города Анатолий Шкурков принять участие в обсуждении не смог – публичные слушания в родном городе как-то совсем некстати совпали с празднованием Дня города в Можайске; сделав выбор в пользу второго, Глава, к сожалению, не почтил своим вниманием ни депутатов, ни представителей общественности.
В таком составе и начались так называемые слушания.
Как обсуждали?
Если говорить об обсуждении, как таковом, то его не было вовсе. Зачитывать текст обсуждаемого документа депутаты отказались, сославшись на нецелесообразность этого действия, собравшиеся (те самые «заранее пропечатанные») идею поддержали, после чего публичные слушания перестали таковыми являться, ибо слушать стало нечего. Никаких вопросов. Никаких лишних слов.
Что обсуждали?
Мы решили внести немного разнообразия в этот скучный процесс, попытавшись сделать его хотя бы отдаленно напоминающим дискуссию. Заранее ознакомившись с текстом нормативного правового акта, мы вынесли на обсуждение несколько вопросов, первый из которых затрагивает интересы собственников и арендаторов жилых помещений.
Один из пунктов Правил благоустройства и санитарного содержания гласит:
4.28. Владельцы и арендаторы жилых домов, зданий и сооружений обязаны:
1) проводить регулярную уборку подъездов, лестничных клеток и мест общего пользования;
2) обеспечивать освещение подъездов домов, лестничных клеток, мест общего пользования и придомовых территорий;
3) не загромождать подъезды к домам и сооружениям;
4) содержать входы в подвалы зданий и домов в исправном состоянии, двери в подвальное и чердачное помещения должны быть закрыты на замок.
Наше мнение: в данной редакции текст выглядит не вполне корректно. Если понимать это правило буквально, то выходит, что обязанностью по содержанию общего имущества (лестничных клеток, мест общего пользования, системы электроснабжения) наделяются непосредственно сами жители.
Двоякость понимания предложенной формулировки устраняет 16 статья Постановление Правительства РФ №491:
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь приведенной выше статьей Постановления Правительства №491, корреспонденты газеты «Нара-Новость» выступили с предложением изложить текст Правил благоустройства в другой редакции, исключающей возможность различных толкований этих требований.
С аналогичным вопросом выступил и депутат городского поселения Александр Краснощеков (единственный, кто бойкотировал предложение рекомендовать Совету депутатов принять Правила благоустройства в том виде, в котором они в настоящее время изложены), отметив при этом, что принятие данных Правил в существующем виде впоследствии может повлечь наступление спорных ситуаций между жителями и управляющими организациями.
Следующим вопросом, который нам хотелось обсудить на т.н. публичных слушаниях, стали некоторые пункты Правил, которые, по замыслу авторов, должны регламентировать порядок размещения в городе афиш, плакатов, объявлений и другой печатной продукции:
4.12. Средства для размещения информации устанавливаются на территории городского поселения Наро-Фоминск на основании разрешения, выдаваемого Администрацией городского поселения Наро-Фоминск. Работы по установке средств размещения информации осуществляются в порядке, определяемом Администрацией городского поселения Наро-Фоминск.
4.13. Размещение листовок, газет, афиш, плакатов, различного рода объявлений, рекламы и других материалов осуществляется по предварительному согласованию с Администрацией городского поселения Наро-Фоминск в специально отведенных для таких целей местах.
Эти требования заинтересовали нас, в первую очередь, как представителей средства массовой информации и мы решили уточнить, каким образом принятие данного нормативного правового акта повлияет на деятельность нарофоминских газет. После нескольких минут обсуждений выяснилось, что газеты включили в список «листовок и различного рода объявлений» как-бы на всякий случай, дабы не допустить беспорядочного и бесконтрольного их размещения на территории города (торговые и бизнес-центры размещать газеты пока могут свободно).
Между прочим
Согласно новым Правилам благоустройства, предприятия торговли, общественного питания, бытовых услуг, строительные и ремонтные организации, производственные предприятия различных форм собственности, кооперативные, общественные организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью должны в обязательном порядке заключить договоры со специализированными организациями на вывоз и захоронение ТБО.
Если же заключать такой договор Вы не хотите, добро пожаловать в суд – доказывать, что в услугах по вывозу мусора Вы не нуждаетесь. Если же доводы Ваши покажутся суду неубедительными, будьте добры заключить необходимый договор и оплачивать услуги специализированной организации.
То же самое касается и индивидуальных застройщиков, дачных, садовых, дачно-садовых товариществ, гаражных кооперативов, частных домовладельцев, которые также обязаны заключить договоры с мусоровывозящими организациями.
Правила благоустройства также коснулись и владельцев домашних животных. Так, например, согласно документу, выгуливать собак отныне можно будет только на территории, «свободной от зеленых насаждений» и исключительно в намордниках. Без намордника собачку можно будет выгуливать только «на специальных площадках для выгула», при этом, о существовании таких спецплощадок в Наро-Фоминске не сообщается. И еще одно новое правило, касающееся четвероногих, публикуем без комментариев: «В случаях загрязнения выгуливаемыми животными мест общественного пользования лицо, осуществляющее выгул, обязано обеспечить устранение загрязнения».
Надо отметить, что все описанное выше – лишь малая часть того, что можно было бы рассказать относительно нового нормативного правового акта.
Рассуждая впоследствии о том, почему население не участвует/не хочет участвовать/не может участвовать в осуществлении местного самоуправления, в том числе, не участвует в публичных слушаниях, мы рассмотрели еще один немаловажный аспект этой проблемы, помимо того, что большая часть жителей просто не интересуется политической жизнью города и района.
В начале данной статьи мы рассказывали о том, что порядок подготовки к публичным слушаниям включает в себя обязательное заблаговременное информирование населения о предстоящих слушаниях. Это логично – для того, чтобы житель пришел на публичные слушания, он должен хотя бы знать об их проведении. Разумеется, это требование выполняется и анонсы предстоящих публичных слушаний, как и полагается, публикуются в средстве массовой информации. В нашем случае – это т.н. «общественно-политическая» газета «Основа».
Обратимся к простой математике.
Население Наро-Фоминска – 71 тысяча человек.
Тираж газеты «Основа» - 5 тысяч.
По данным официального сайта газеты, она имеет 19 пунктов распространения, 9 из которых находятся в Наро-Фоминске.
В самом лучшем случае (не учитывая неравномерность количества поставляемых в каждый пункт газет, нераскупаемость тиражей и т.д.) «Основа» способна проинформировать о важном событии не более 3% населения.
В таком случае невольно возникает вопрос – по каким, собственно, критериям эта газета была выбрана для публикации информации органов местного самоуправления, при очевидной неэффективности работы, учитывая, что вознаграждение за оказанные услуги в совокупности выражается числами с шестью нулями?
Вот и получается потом, что «мнение жителей» приходят выражать авторы документов и сотрудники Администрации, имитируя при этом не только публичные слушания, но и местное самоуправление в целом.
Мы, в свою очередь, отправили нормативный правовой акт «Правила благоустройства и санитарного содержания на территории городского поселения Наро-Фоминск» на экспертизу в Московскую областную прокуратуру. Так, на всякий случай.
А между тем…
Постановлением Администрации городского поселения Наро-Фоминск от 16.05.2012 г. № 338 назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 9000 кв.м с кадастровым номером 50:26:0100210:292, расположенного по адресу: г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова, вблизи д. 175, с «под размещение площадки для организации торговли сельскохозяйственной и прочей продукцией с лотков и автотранспорта» на «под производственно-складскую деятельность» на 14.06.2012 г. в 15 00 часов в зале заседаний Администрации городского поселения Наро-Фоминск (г. Наро-Фоминск, ул. Калинина, д.8 а, 3-й этаж).
Приём предложений и мнений жителей, а также ознакомление с информацией (материалами) по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, указанного в данном постановлении, организовать до 12.00 часов 14.06.2012 года (включительно) в кабинете № 29 здания Администрации городского поселения Наро-Фоминск, расположенного по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Калинина, д. 8А.
Александр КОЛЬЦОВ и Ксения ТУРЧАК