Над подъездом располагается табличка: «Отдел Управления Федеральной миграционной службы…». Здесь, наверняка, доводилось побывать каждому нарофоминцу, так как в этом же здании находится паспортный стол.
На самом деле, это обыкновенное общежитие, сооруженное в лучших традициях советского времени и сохранившее свой первоначальный облик до нынешних дней. Здесь по-прежнему живут люди, но мало кто знает, что на самом деле скрывается внутри этого здания. Мы и сами не знали, пока жильцы общежития на наглядных примерах не продемонстрировали нам все жалобы, содержащиеся в их письме.
То, что мы увидели при входе на первый этаж, повергло нас в ужас. Мы тут же поинтересовались – «Здесь действительно живут люди?». Черные, покрытые толстым слоем золы стены, оголенная оборванная проводка и пара лампочек на весь коридор – такая картина перед нами открылась.
Женщина, живущая на этом этаже, рассказывает:
«Здесь в октябре прошлого года произошел сильный пожар. Загорелась одна комната, но огонь распространился с такой скоростью, что через короткое время перекинулся в коридор, на соседние комнаты. Было страшно, мы не могли выбраться из помещения. У многих на окнах стоят решетки, а люди, чьи комнаты находятся в соседнем крыле, оказались просто отрезанными от нас – там перекрыт запасной выход, выбраться из горящего помещения они не могли, а спасались от удушливого угарного газа, высовываясь в открытые окна.
Последствия произошедшего пожара вы можете наблюдать до сих пор. Куда мы только не обращались, кому мы только не писали – все без толку. О нас как будто вовсе забыли…».
Подобное зрелище мало кого может оставить равнодушным (видео вы можете просмотреть на сайте газеты: nara-novost.ru). Сразу назревает вопрос – куда же смотрит Управляющая компания ЖКХ? В таком же недоумении находятся и жители этого дома. Они демонстрируют нам квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в которых значится примерно одна и та же сумма, в среднем составляющая 1300 рублей в месяц.
Более всего нас заинтересовали пункты «Содержание и ремонт» и «Капитальный ремонт», так как около 40% от всей суммы приходится именно на оплату этих услуг.
После «экскурсии» по первому этажу люди ведут нас дальше, но сразу предупреждают: «Не пугайтесь только, пожалуйста, и по лестнице поднимайтесь аккуратнее, а то у нас тут столько народу уже руки-ноги переломали».
Кто хоть раз бывал в паспортном столе, наверняка вспомнит эту лестницу, в которой отсутствует половина ступеней, а по левому краю болтаются оторванные перила. Впрочем, сейчас дела тут обстоят чуть лучше – не дождавшись помощи от работников ЖКХ, пенсионерка, проживающая в доме, купила мешок цемента, и общими усилиями мужчины (к слову, привыкшие уже к строительным работам в общежитии) полностью выстроили новую ступень и подкорректировали, насколько это возможно, остальные.
Марина, жительница третьего этажа, рассказывает, как сама едва не стала калекой, возвращаясь домой: «Немного зацепилась каблуком за злополучную ступеньку, перила все оторваны были, ухватиться не за что. И покатилась я кубарем с лестницы… Разбила все – руки, ноги, лицо. А сколько здесь попадало людей, которые в паспортный стол ходят! То ребенок маленький упадет, расшибется, то пенсионер. Никто ничего ремонтировать не хотел, пришлось своими силами…».
Марина с мужем и двумя детьми живет здесь уже не первый год. Она проводила нас на свой этаж, предупредив заранее – «Только дверьми не хлопайте сильно. Вы же не хотите, чтобы вам на голову кусок штукатурки свалился?!»
С такими напутственными словами мы отправились осматривать третий этаж.
Перед нами – длинный коридор. С одной стороны – застекленные в шахматном порядке окна, с другой – отсыревшие и покрытые плесенью вместо краски стены.
Марина комментирует: «Ладно, стены – они всегда протекали и плесневели, мы уже смирились и привыкли. Но вот окна… Что с ними делать, мы не знаем. Наступают холода, а стекол во многих местах нет. Вечером и ночью из комнаты просто так не выйдешь – холодно. А выходить приходится, ведь туалет, душ и кухня и нас общие, в количестве одной штуки на этаж. Кстати, о туалете: из трех унитазов в более-менее рабочем состоянии находится только один».
Далее проходим в прачечную. Подняв голову вверх и окинув взглядом потолок и верхние углы комнаты, понимаем, что коридоры общежития по сравнению с этим выглядели вполне сносно… Невыносимо пахнет сыростью и плесенью, стены наполовину прогнили, на голову нам мелкой стружкой сыплется облупившаяся штукатурка.
«А можно включить свет?» - спрашиваем мы у Марины, нашей провожатой.
«Может, не стоит? – робко отвечает женщина. – Мы его стараемся практически не включать. Замкнуть может запросто, проводка загорится… А ремонтировать ведь никто не придет».
Люди уже неоднократно обращались за помощью к коммунальщикам, но результатов нет абсолютно никаких. На первом этаже, жители которого пережили сильный пожар год назад, до сих пор стоит запах пепла и гари, стены покрыты плотным слоем золы, а часть потолка отсутствует. Более того, в доме не соблюдены меры пожарной безопасности. В случае возгорания, те, кто проживает в левом крыле здания, окажутся буквально в безвыходном положении. Это было проверено жильцами на своем горьком опыте уже дважды (за последний год общежитие пережило два крупных пожара). В обоих случаях люди, многие из которых имеют маленьких детей, оставались в закрытых комнатах. Причина тому – отсутствие запасных выходов, двери которых по непонятным причинам наглухо заперты. На это коммунальщики также закрывают глаза. А ведь то, что во время пожаров никто из жильцов не погиб, иначе как чудом не назовешь.
Побывав в нескольких комнатах общежития, нами было замечено, что электросчетчики везде отсутствуют.
«Как же вы оплачиваете электроэнергию?» - поинтересовались мы. И вот, какой ответ получили: «У нас здесь очень «грамотно» рассчитана такса. В месяц на человека – около 200-от киловатт, вне зависимости от того, будут они потрачены или нет. Приведу один пример: недавно моя соседка, одинокая женщина, редко бывающая дома, электроэнергией практически не пользующаяся, по своей инициативе поставила счетчик в комнате, чтобы, исходя из его показаний, оплачивать свет. В конце месяца счетчик показал 74 киловатта. Что вы думаете? Теперь женщина платит и положенную таксу, и оплачивает израсходованные 74 киловатта.
А еще был интересный случай. Как вы знаете, на последнем этаже здания находится паспортный стол и миграционная служба. Так вот, однажды они все подключились к нашему общему счетчику. Через месяц всем жильцам пришли квитанции с просьбой в срочном порядке оплатить перерасход электроэнергии. Вот такая вот у нас ситуация со светом».
Помимо разрушенного здания, люди вынуждены мириться еще и с беспределом, связанным с оплатой проживания в этих спартанских условиях. Ремонта этот дом, похоже, не видел уже лет десять, не меньше. Однако этот факт ничуть не смущает Управляющую компанию ЖКХ взимать с жильцов плату за «содержание и ремонт» и «капитальный ремонт». С одной комнаты каждый месяц поступает оплата этих услуг в размере 380 рублей. Путем нехитрых расчетов можно посчитать, что сумма, получаемая ЖКХ за год с 50-ти жильцов (а их в доме на самом деле больше), равна 228 тысяч рублей. Тут же назревает банальный вопрос – «Куда деваются деньги?». И неужели из этой суммы нельзя выделить средства хотя бы на косметический ремонт, не говоря уже о капитальном, которого давно требует здание?
За что платят эти люди? За обваливающуюся ежедневно штукатурку? За оголенные провода, которые, по словам жильцов, могут в любой момент загореться? За разрушенные лестницы и перила, на которых они неоднократно получали серьезные травмы? За неработающую сантехнику? За выбитые окна и за грибы, растущие на стенах?
Вопросов здесь, к сожалению, пока больше, чем ответов.
P.S. На выходе из здания мы встретили еще одну жительницу этого дома, пенсионерку, ветерана труда, проживающую здесь с 1988 года. В отличие от своих соседей, она говорила немного, а обратилась к нам с одной единственной просьбой:
«Пожалуйста, напишите о нас статью. Может, нас хоть выселят отсюда…»
Спец.корр. Ксения ТУРЧАК